Click to order
Total: 
Нажимая на кнопку "Оплатить", вы даете согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Феномен реджио-подхода

Дина Дианова
Организатор Студии свободного развития «Зеленое Яблоко»

Краткая история рождения

Италия, область Эмилия Романья, город Реджио-Эмилия, 1945 год, время преодоления послевоенной разрухи и восстановления нормальной жизни. Исторически социально ориентированные власти и граждан местной коммуны объединило огромное желание построить новую, свободную от бед тоталитаризма жизнь, основанную на сотрудничестве и реальной взаимной ответственности.

Жители города Реджио-Эмилия во главе с педагогом и психологом Лорисом Малагуцци (1920-1994 гг.) строили свое будущее, создавая собственный педагогический, образовательный, культурный и социальный проект, основанный на гуманистических идеях Л. Выготского, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, Дж. Брунера. В тесном сотрудничестве с властями, родителями и педагогами им удалось создать не только новую, по-настоящему детоцентрированную образовательную философию, но и новые принципы организации и управления системой дошкольного образования.

В 1963 году ясли и школы детства (детские сады), основанные гражданами и развивавшиеся благодаря сплоченности и инициативе рабочих, фермеров и Союза итальянских женщин передаются городской администрации (муниципалитету коммуны) и становятся частью системы дошкольного образования города.

Сегодня Реджио-Эмилия – процветающий город с мощным культурным наследием (1200 лет) с населением около 160 000 человек, с развитой социальной инфраструктурой. По сей день, в городе сильны традиции общественного и экономического сотрудничества и интеграции, до двадцати процентов городского бюджета идут на содержание и развитие яслей и детских садов Реджио-Эмилии.
Рожденная более полувека назад система дошкольного образования породила особый инновационный набор философских предположений, образовательных подходов и педагогики, многие из которых подтверждены исследованиями в области когнитивной психологии и нейропедагогики.
Подход получил широкое признание педагогов, психологов и исследователей всего мира (Дж. Брунер, Г. Гарднер, Дж. Хекман и др.). Изучается в Гарварде и Массачусетсе. В 1991 году «Newsweek» признал систему раннего образования Реджио-Эмилии лучшей в мире. Во многих странах мира последние два десятилетия подход адаптируется в начальной школе . Выставки детских работ «100 языков ребенка», «Диалоги с пространством», «Луч света» и другие постоянно путешествуют по миру и получили широкое признание.

Международный центр Лориса Малагуцци стал педагогической меккой для всех вдохновленных опытом реджио-педагогики. Подход распространяется по всему миру и влияет на формирование национальных систем дошкольного и школьного образования многих стран (страны Европы, США, страны Латинской Америки, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Сингапур, Япония, Южная Африка).

Основные образовательные принципы реджио-подхода

Реджио-подход основывается на ряде фундаментальных принципов, изложенных в Регламенте учреждений раннего детства (Regolamento Scuole e Nidi d”infanzia del Comune di Reggio Emilia, 2009). Для удобства они описываются раздельно, на деле же представляют собой неразрывную ткань, в которую интегрирована системная философия, основанная на взаимовлиянии этих принципов.

Центральным стержнем, объединяющим все принципы, является образ ребенка

«Мы больше не видим ребенка отчужденным и эгоцентричным, мы видим его не только вступающим во взаимодействие с объектами, и подчеркиваем не только когнитивные аспекты развития и не приуменьшаем значимость его чувств, а также значимость того, что кажется нелогичным. Вместо этого мы видим богатый потенциал ребенка, мы считаем его сильным, могущественным, и компетентным, и, что, самое важное, мы видим его непосредственно связанным с миром взрослых и других детей»

Лорис Малагуцци
Все то, что происходит в гнездах и школах детства (яслях и детских садах) г. Реджио-Эмилии в контексте обучения и преподавания, выстраивания отношений и профессионального развития, проистекает из одного определенного фактора – образа ребенка.

Дети являются активными участниками процесса развития

Дети наделены экстраординарным потенциалом к обучению и изменению. Они наделены многообразием ресурсов, способностей к установлению связей, сенсорных и познавательных ресурсов, которые выражаются в непрерывном взаимообмене с культурным и социальным контекстом.
Каждый ребенок — это субъект, обладающий правами, который, прежде всего, несет в себе право быть уважаемым и ценным в собственной уникальности и самобытности и отличии от других, а также в своих временнЫх сроках развития и роста.
Каждый ребенок, индивидуально и относительно группы, является носителем природной восприимчивости по отношению к другим и по отношению к среде и является создателем опыта, которому он способен придавать смысл и значение. Ребенок, будучи человеческим существом, владеет сотней языков, сотней способов думать, выражать себя, понимать, вступать в общение с другими посредством мысли, рожденной из собственного опыта, где сама мысль является областью опыта.
«Ребенок состоит из сотни. У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать сто миров, чтобы совершать открытия.

У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат: думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат: открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом.

В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня есть»
Поэтические строки Л. Малагуцци являются метафорой исключительного потенциала детей, познавательных и творческих процессов, многочисленных форм проявления жизни и приобретаемых знаний.

Концепция «Ста языков ребенка» понимается как многообразие возможностей и деятельностей, которые трансформируются и приумножаются в процессе взаимодействия и кооперации между детьми и взрослыми.
Ясли и школы детства признают ценность и равнозначность всех языков детей, вербальных и невербальных.
Сознательный выбор видения ребенка, прежде всего, как субъекта, обладающего правами, а не только потребностями, является смелым решением, которое распространяется также и на отношение к детям с особыми потребностями. В Реджио-подходе таких детей называют детьми с «особыми правами».

Реджио-Эмилия в этом смысле реализует политику полной инклюзии на всех уровнях основного образования. Когда ребенок с особыми правами присутствует в какой-либо группе, то к этой группе прикрепляется дополнительный учитель, но важным здесь является то, что «дополнительный» учитель осуществляет дополнительную поддержку всей группе, а не отдельному ученику.

Такой подход к вопросу базируется на вере в социальный конструктивизм, который является средством обучения и взаимопонимания для всех и каждого в группе, будь то воспитатель или ребенок.

Педагогика слушания

Высоко ценя потенциал ребенка, воспитатели переносят основной акцент на непосредственное «слушание» детей.

И действительно, педагогическую основу реджио-подхода можно назвать педагогикой слушания. «Слушание» как метафора, выражающая усилия воспитателей получить как можно более глубокое реальное понимание детей и их процессов обучения. Когда мы в буквальном смысле слушаем детей и даем им время и пространство для самовыражения, мы видим, что перед нами дети, способные самовыражаться значительно более сложным и абстрактным способом, чем мы привыкли думать. Такие способности детей были обнаружены в садах Реджио-Эмилии благодаря записи и анализу повседневных разговоров детей.

В совместном образовательном процессе подход активного слушания между взрослыми, детьми и средой является необходимым условием и контекстом любых образовательных отношений.
Слушание — это непрерывный процесс, который подпитывает размышление, принятие и открытость по отношению к себе и к другим.
Это необходимое условие для диалога и изменений. Практика слушания повышает уровень внимания и восприимчивости по отношению к культурным, политическим и ценностным условиям. Ясли и школы детства обязуются благоприятствовать этим процессам и регистрировать их посредством педагогического документирования.

Пространственная педагогика

Реджио-подход рассматривает раннее детство как отдельную, самоценную фазу развития человека, в которой дети демонстрируют экстраординарный интерес к миру и мощную мотивацию к его освоению.
И действительно, сам термин, используемый для обозначения детских садов — «школа детства» («Scuola d’infanzia»), не несет в себе значения «подготовительный» и не имеет приставки «пред-» , присущей, например, англо-американскому термину «pre-school» (предшкола). Такое видение ребенка является основополагающим и оказывает сильное влияние на образовательный процесс в садах Реджио-Эмилии. И как следствие, ясли и школы детства пространственно мало напоминают дошкольное учреждение.
«У ребенка есть три учителя: взрослый, другой ребенок и пространство, которое его окружает».

Лорис Малагуцци
Внутренняя и внешняя среда яслей и садов задуманы и организованы как сообщающиеся пространства, стимулирующие взаимодействия, автономию и исследования, любопытство и общение, и являются местами совместного существования и исследований для детей и взрослых. Среда взаимодействует, модифицируется и изменяется в соответствии с проектами и приобретаемым опытом обучения детей и взрослых. Среда находится в постоянном диалоге между архитектурой и педагогикой. Уход за оформлением, объектами и местами, где осуществляется деятельность детей и взрослых — это часть педагогического процесса, целью которого является психологическое благополучие, формирование чувства непринужденности и принадлежности, а также эстетический вкус и удовольствие от пребывания в группе.

Все это также является необходимыми условиями для обеспечения безопасности среды. Безопасность — это качество, которое возникает из диалога и сотрудничества между различными профессиональными компетенциями, которые должны заниматься этими вопросами, и оценивать, как возможности предотвращения рисков, так и богатство, и качество предлагаемых возможностей.

Конструкция мебели предполагает многофункциональность. Ширмы могут использоваться как детьми для театра теней, так и в качестве разделителя пространства. Дети — прекрасные строители и получают большое удовольствие от сооружения новых построек и их обживания. Ни одна школа детства в конце года не выглядит так же, как в его начале.
Пространство должно способствовать исследованию и самостоятельным открытиям, как для одного ребенка, так и для группы.
Много внимания и усилий уделяется созданию такого дизайна мебели и организации среды и материалов, чтобы ребенок мог максимально легко ими воспользоваться. Материалы для творчества находятся в прозрачных контейнерах, так что дети могут найти нужную вещь самостоятельно.

Зеркала используются в различных целях. Они устанавливаются на потолках над столами, на уровне пола, а также становятся частью игрового оборудования в виде большой треугольной призмы, зеркальной внутри. Таким образом, дети начинают осознавать свое место в окружающем мире, что является ключевым принципом Реджио-философии.

Значимость эстетического измерения в реджио-подходе подчеркивается во всем облике школы. Обстановка затрагивает все органы чувств, материалы могут использоваться по-разному и для множества целей, побуждая детей анализировать оттенки и цвета, текстуры и запахи, и то, как ими пользоваться. Однако школы окрашены не в яркие базовые цвета, которые, по ошибочному мнению взрослых, так нравятся детям. Вместо этого помещение делается максимально светлым с помощью белых и раздвижных стен, различных источников света. Световые столы для детского творчества также создают необычное рассеивание света. Большие окна позволяют объединить пространства внутри и снаружи в одно целое. Именно дети и привносят цвет в окружающее их пространство — через одежду, личные вещи, собственную живопись, скульптуру и другие, созданные ими объекты из природных материалов и материалов открытого назначения.
В садах Реджио-Эмилии все комфортно и открыто, продуманно для общения родителей, детей и воспитателей.
Это открытая архитектура дома-студии очень интригует и призывает к взаимодействию с пространством, объектами и людьми ее населяющими. «Пьяцца» (площадь) — место общих сборов группы, где могут рождаться и обсуждаться планы, проекты и правила, где дети и взрослые, непринужденно и естественно общаясь, беседуют на разные темы, рассказывают истории и делятся своими мыслями и вспоминают что-то интересное. Дети не обязательно сидят в кругу, кто-то может расположиться на импровизированной сцене, и все в удобных для себя позах.
Особое место — Ателье, это и мастерская художника, и лаборатория.
В первых садах Реджио-Эмилии ателье могло находиться в отдельном от общего пространства помещении. Затем, наряду с большим ателье в групповых помещениях, появились мини-ателье. Сегодня ателье больше не является конкретным местом, это «идея», дети сами распределяют пространство.

Детский сад — это, прежде всего, пространство возможностей. Среда — это не фон, она является миром, с которым можно взаимодействовать, его можно достраивать, трансформировать, перерабатывать. Это среда, стимулирующая различные варианты взаимодействия, в ней есть места, где можно: побыть в одиночестве; что-то делать в компании; поиграть, пообщаться вдвоем; с воспитателем и без него; наблюдать за другими. Пространство просматриваемо внутри и снаружи. В среде соблюдается принцип удовольствия, желания и инновации. «Ничего без радости» — говорил Лорис Малагуцци. Среда имеет arty вид — говорящие стены заполнены материалами документирования (фотохроника проектов с комментариями взрослых и детскими диалогами), настенными проектами. На стенах и специальных поверхностях — рисунки на керамике, камешках, меди и цементе, скульптуры из глины и медной проволоки, «Дом листьев» (сбор и сортировка листьев), конструкции из «бросового» материала. В конструктивных проектах активно используются материалы открытого назначения (различные детали, крышки, проволока, картон, упаковка), трубы разных фактур и диаметра, большие деревянные блоки, спилы древесных стволов, ветки, камни и кирпичи.
Обучение в Реджио-подходе — это прежде всего, исследование (исследовательское обучение).
Исследование представляет собой одно из основных измерений жизни детей и взрослых, потребность в образовании, которых находит признание и ценность. Исследование в рамках сотрудничества между взрослыми и детьми является, прежде всего, одной из ежедневных практик, экзистенциальным и эстетическим подходом, необходимым для понимания сложного устройства мира, феноменов и систем сосуществования. Это также мощный инструмент обновления в образовании. Исследование регистрируется посредством документирования, выстраивает обучение, переформулирует знания, закладывает основы профессиональных качеств и является на национальном и международном уровнях элементом инновационной педагогики.

Образовательное (педагогическое) документирование

Это следующий базовый принцип Реджио-подхода. Документирование — неотъемлемая часть, структурирующая дидактические и образовательные теории, т.к. подчеркивает значимость, регистрирует, выражает и дает возможность оценить природу как индивидуального процесса обучения, так и процесса обучения группы детей и взрослых. Природа процесса обучения определяется посредством наблюдения, делая эти процессы общим достоянием.

Образовательный опыт, который реализуется в яслях и садах, становится по-настоящему значимым в случае, если документирование, которое осуществлялось по ходу работы, пересматривается, переконструируется, переоценивается, т.е. интерпретируется в соответствии и включая различные точки зрения. Принимаемое всеми участниками образования, документирование дополняет идею яслей и школ детства как форума, в котором разрабатывается в демократическом процессе культура детства и образования.

Проектирование

Как и в педагогике М. Монтессори и в Вальдорфской педагогике, в реджио-подходе нет программы. Но есть проектирование, и это следующий краеугольный камень подхода.

Педагог, глава Института яслей и школ детства Реджио-Эмилии, К. Ринальди так говорит о проектировании: «Это — не свободная прогулка и не поездка с жестким графиком и расписанием, это — скорее, что-то вроде путешествия с компасом».

Термин «проектирование» часто понимается как возникающий и меняющийся в процессе реализации учебный план, в центре которого находятся интересы ребенка. Но реальное значение этого термина куда более многозначно.
Педагоги говорят о вырабатываемом, без ведущей роли учителя, учебном плане, но это не означает отсутствие предварительного продумывания и подготовки.
Учителя учатся наблюдать за детьми, внимательно прислушиваться к ним и ценить их собственные идеи, чтобы получить понимание того, что именно интересует детей в наибольшей степени в данный момент; учатся создавать стратегии, которые позволяют детям строить обучение на основе их собственных интересов.

Темы проектов могут исходить от самих детей, предметов и явлений, интересующих детей, а также от семьи или большого сообщества. Проекты не ограничены строгими временными рамками, они скорее плавно развиваются в ритме развития самих детей. Дети могут быть задействованы в работе над длительным проектом, работа над которым не осуществляется каждый день. Они периодически возвращаются к такому проекту, в соответствии с тем, каким путем ведет их интерес, вновь и вновь переоценивая предмет и средства проекта. Ребенок является главным действующим лицом процесса обретения собственных знаний, и он получает поддержку педагогов при реализации проектов, решает возникающие проблемы внутри, используя учителя как «инструмент», который может предоставить помощь, информацию и опыт в случаях, когда это необходимо.

Педагогика отношений

Главным в таком формате образования является развитие взаимоотношений эмпатии и доверия между взрослым и детьми и между самими детьми. Обучение всегда происходит внутри группы, т.к. педагоги Реджио-Эмилии считают взаимодействие и способность учитывать различные точки зрения основополагающими в процессе приобретения знаний. Выстраивание таких отношений и развитие подобных проектов, которые осуществляются на протяжении дней, недель, а порой и целого учебного года, занимает большое количество времени и не может быть вписанным в расписание или специальные поурочные учебные планы. Время, и то, как оно воспринимается, таким образом, оказывается важным фактором.
В яслях и садах Реджио-Эмилии обучение и преподавание всегда подчиняется ритму ребенка.

Выразительные искусства как средство приобретения знаний

Один из наиболее интересных элементов в реджио-подходе. Детализированное рисование является ежедневной практикой в школах детства, и отдельные выдающиеся работы детей получили широкое признание. Детей также вовлекают в участие в разнообразных видах выразительной деятельности, таких как драма, скульптура, театр теней, театр кукол, рисование красками, танцы, музыка, керамика, конструирование и письмо.

Изобилие ресурсов в центральном ателье школы и в мини-ателье в каждой групповой комнате, также, как и присутствие в течение дня профессионального художника-ательериста в каждом детском саду, является свидетельством особого значения этой области детского развития. Некоторые темы, такие, например, как «свет и тень», являются стимулом, к которому обращаются вновь и вновь в процессе обучения детей. И учителя, и дети имеют широкий спектр материалов и ресурсов в своем распоряжении. Для этой темы детям может быть представлена возможность исследовать эффект света и тени с помощью фонариков и световых столов. Дети имеют возможность рисовать светом, делая отверстия в черной картонке, которая подсвечивается снизу; они могут создавать истории с помощью теней, используя различные объекты и оверхед проектор (кодоскоп), истории, в которых они сами могут принять непосредственное участие (тени и проекции собственного тела).

На протяжении многих лет посещавшие Реджио-Эмилию задавались вопросом о причинах концентрации на графическом искусстве, а не на других видах экспрессивного искусства, на музыке или движении. Удивительная детализация и выразительность в детских рисунках является несомненной отличительной чертой подхода, но рисунок никогда не считался главным выразительным языком детей. В последние годы исследователи подхода описывают ощутимую эволюцию в развитии других выразительных языков детей. Это отчетливо видно по работе детей над различными проектами, такими, как работа над экспрессивным движением.

В последние годы ательеристы, пришедшие на работу в школы детства, привнесли много разных изменений. Появились ательеристы, которые являются специалистами в области танца или музыки и это, конечно, оказывает огромное влияние на направление развития выразительных искусств в школах.
В то время как грамота и счет, несомненно, имеют место в повседневной деятельности дошкольных учреждений, учителя отводят центральную роль именно выразительным искусствам, по многим причинам.
  • они признают тот факт, что дети младшего возраста обладают исключительной выразительностью и свойственной им способностью делиться чувствами и эмоциями, и что воображение играет ключевую роль в исследованиях детей на пути к знаниям и пониманию мира;
  • они убеждены в первостепенной важности самого процесса обучения, а не его финального продукта. Использование выразительных искусств позволяет детям постоянно пересматривать интересующие предметы посредством применения множества различных медиасредств и получить возможность взглянуть на объект исследования с различных точек зрения и достичь его более глубокого понимания;
  • они осведомлены о том, что слишком высокая концентрация внимания на развитии грамотности и вербальных навыков у детей, приводит к тому, что учителя подспудно обесценивают искусно используемые детьми невербальные выразительные языки. Таким образом, способность ребенка общаться посредством жестов, взглядов, эмоций, танца, музыки, скульптуры, рисования, рассказывания историй и многих других выразительных языков высоко ценится в реджио-подходе, и учителя стремятся развивать их в ребенке;
  • они считают, что выразительные искусства могут дать детям возможность взглянуть на мир и испытать его множеством различных способов. Детям предлагается использовать их органы чувств для того, чтобы лучше понять мир: посредством наблюдения, анализа и сложения элементов опыта в единое целое они разбирают по частям и вновь собирают оригинал, создавая индивидуальное целое.
Синтетическая деятельность, такая, например, как предложение детям изобразить в рисунке запахи или звуки, являются основными чертами подхода и имеют целью дать ребенку более полное понимание мира.
Как утверждают педагоги-ательеристы, «именно непосредственно в процессе трансформации мы становимся ближе к самой сути жизни».

Постоянное профессиональное развитие учителей

Эта концепция занимает особое место. В реджио-садах говорят, что правильное развитие сотрудников — не периодический процесс. Напротив, это часть постоянной, ежедневной, профессиональной и личностной работы. Это неотъемлемый инструмент, помогающий лучше взаимодействовать как с детьми, так и друг с другом.

Муниципальная система раннего образования Реджио-Эмилии получила признание благодаря своему образцовому подходу к непрерывному повышению квалификации всех педагогов. Педагога побуждают не столько приобретать навыки и знания, чтобы затем передать их детям, а скорее — понять, как происходит процесс познания у детей. Исследование, как описано выше, является фундаментальной стратегией обучения в яслях и школах детства. Это отражено в подходах к роли преподавателя в процессе обучения и профессиональному развитию в целом. Учитель — это в первую очередь ученик.
Обучение сотрудников в реджио-подходе мыслится как непрерывный, эволюционный процесс и занимает существенную часть времени педагога.
В основе этого убеждения — вера в постоянное развитие как источник и одновременно результат взаимодействия и участия. Педагогам ежедневно выделяется время на обсуждение и оценку проведенной работы. На собрании они пытаются интерпретировать процессы познания у детей, оценить в них свою роль и предложить дальнейший план действий.

Постоянный обмен мнениями достигается путем совместного анализа и обработки документов. То, что два педагога работают вместе с одной группой детей в течение трех лет, говорит о развитии между ними крепкой профессиональной связи. Это связь, в которой каждый делится своими дарованиями и сильными сторонами, и где молодые педагоги получают возможность учиться у более опытных коллег. Раз в неделю учителям предоставляется время для собрания, где они могут поделиться своими выводами и предположениями с другими сотрудниками, включая ательериста и педагога. Ключевым аспектом встречи является диалог.
Так же, как и с детьми, расхождение во мнениях является не только еще одним источником познания, но и фундаментальным условием процесса.
Обсуждаются практические занятия, происходит непрерывный обмен наблюдениями.

С помощью педагогического координатора у учителей есть возможность встретиться с коллегами из других школ детства города, чтобы поделиться опытом и обсудить учебный процесс в своей школе.

Профессиональное развитие принимает и иные формы. Общаясь с родителями детей как лично, так и на групповых встречах, педагоги осознают, как важно принимать противоположные точки зрения.

Педагоги Реджио-Эмилиии, также убеждены в том, что учитель должен быть любознательным от природы, и проявлять живой интерес к обучению в целом. Уделяя много времени развитию творческих навыков педагогов, акцент делается, прежде всего, не на передаче знаний, а на побуждении мыслить вне рамок и принимать разные точки зрения.
Так же, как и прочие ключевые принципы реджио-подхода, непрерывное повышение квалификации включает в себя три обязательных пункта: коллегиальность, взаимодействие и участие.
Они наиболее явно проявляются в отсутствии иерархии среди сотрудников, установок извне, учебных пособий и того, что цели профессионального развития определяются ни кем иным, как самими педагогами.
Безусловно, реджио-подход локально аутентичен. Как полноценная система «горизонтального» общественно-гражданского управления учреждениями раннего детства существует только в г.Реджио-Эмилия. Глобально распространяется, прежде всего, новый образовательный подход (принципы взаимодействия, пространство возможностей, концепция «100 языков ребенка»).

В течении последних нескольких лет наблюдается бурный рост интереса к возможностям адаптации реджио-педагогики в системе дошкольного образования в России, основные принципы которого полностью совпадают с ФГОС ДО. Растет сообщество вдохновленных подходом частных детских центров, родителей, специалистов и экспертов. Организуются конференции, фестивали, оф-/он-лайн форматы обменом опыта, начавших свой путь в сторону реджио-подхода.